Давно хотела сделать рубрику, в которой буду делиться впечатлениями о разных прочитанных книгах, оказавших на меня сильное влияние... и не очень. Долго не решалась взяться за это дело, но сейчас подумала, что пора. Назову рубрику: «Книга в сердце» — а почему бы и нет? — и добавлю к ней хэштег #размышлизмы, потому что в подобных отзывах/обзорах/впечатлениях (называйте, как хотите) меня всегда тянет порассуждать и уйти в какие-нибудь философские дебри.
Ну что ж, поехали?
Начнём мы с прекраснейшей книги замечательного французского писателя Гастона Леру — «Призрак Оперы».
Когда я ещё была в процессе чтения этой книги, для меня она не выделялась ничем из сотни других мною прочитанных произведений. Да, был увлекательный сюжет, интересные персонажи, отмечался очень хороший писательский слог (о чём я напишу подробнее чуть позже), но не более. Есть книги, над которыми хочется подумать, поразмыслить, углубиться в «закулисье», так сказать, чтобы додумать и ощутить себя на месте героев, понять их чувства и мотивы.
Так вот «Призрак Оперы» стал для меня такой книгой, которая одновременно и была в этом списке, и нет. А именно — изначально она не входила в список подобных книг, поскольку я читала её с банальным интересом, выражавшемся в одной фразе: «Что же будет дальше?» Но когда я дочитала её до конца, она завладела моими мыслями полностью.
Я закончила читать эту книгу три дня назад, и сейчас по прошествии этого времени, всё обдумав и осмыслив, могу назвать её одной из самых любимых и тронувших меня книг.
Для начала, я бы хотела отметить писательский слог, о котором говорила ранее. Мне очень понравился язык автора: он не слишком мудрёный, как иногда встречается в классических произведениях, что значительно тормозит процесс чтения, но и не легкомысленный, что придаёт произведению глубину. И не меньше мне понравилось то, как автор строит повествование: вроде бы рассказ ведётся от третьего лица (от лица рассказчика — самого автора, — если быть точнее), но структура повествования построена так, что создаётся видимость присутствия. Иными словами: когда читаешь «Призрака Оперы», создаётся впечатление, будто автор сидит напротив читателя и рассказывает то, что видел сам. На самом деле, очень интересная находка.
В эмоциональном плане книга ничуть не уступает. Она вызвала во мне целую бурю эмоций. История Эрика покорила моё сердце навеки. На самом деле, именно Эрик стал моим любимым персонажем ещё с самого начала. И это при том, что сам он открыто появляется только ближе к концу; всё остальное время, он в самом деле, пробегает по страницам словно призрак.
Я с самого начала предполагала, что всё не так просто. Каждый раз, когда случалось какое-то происшествие, и все говорили, что всему виной Призрак Оперы, я в глубине души пыталась найти скрытые мотивы и как-то оправдать его.
Возможно, всё дело в том, что я всегда была неравнодушна к злодеям. Почему-то у большинства деятелей искусства именно злодеи получаются лучше и интереснее. У их злодеев всегда есть мотивация, почему они стали именно такими, чем не всегда могут похвастаться герои. Злодеи всегда ближе мне, поскольку их выбор — в сравнении с выбором героев — кажется наиболее близким к выбору реального человека (да простят меня филологи за тавтологию). Но это уже не по теме, так что об этом мы поговорим как-нибудь потом.
Возвращаясь же к Эрику, стоит задать вопрос: «А был ли он злодеем на самом деле?» Вопрос довольно спорный. С одной стороны, нам с самого начала показывают его как антагониста. Нам прямо говорят, что во всём, что происходит в Опере, виновен он. Смерть Жозефа Бюке, вымогание денег у директоров, падение люстры, ложь Кристине... Дальше события набирают обороты, и мы уже видим комнату пыток, созданную Эриком. С другой же стороны он — несчастный человек, жаждущий любви. Эрик — гений, талантливейший музыкант, архитектор, фокусник-иллюзионист. Но, ко всему прочему, слишком уродлив, чтобы быть наравне с другими людьми.
Не смотря на все его злодеяния, мне безумно жаль его. Для меня он был человеком с большим сердцем. Он никогда не чувствовал себя любимым, и это было единственное, чего он хотел.
Сам Гастон Леру на последней странице своей книги пишет: «Он хотел лишь одного: быть таким, как все! Но он был слишком безобразен! И ему приходилось скрывать своё дарование или употреблять его на трюкачество, тогда как с обычным лицом он мог бы стать одним из благороднейших представителей рода людского! Его сердце готово было вместить весь мир, а ему, в конечном счете, приходилось довольствоваться каким-то подвалом».
Из-за своей внешности он был вынужден жить обособленно. Из-за своей внешности он не знал любви. Даже его мать не желала видеть его без маски, не желала, чтобы он хоть раз поцеловал её. Наверняка, и сама она никогда не целовала своего сына. Именно этот момент книги даёт нам возможность в полной мере понять, насколько Эрик был одинок. Он не просто был отвергнут обществом, он был отвергнут всеми с самого рождения. Он не знал, что такое материнская ласка, не говоря уже о других проявлениях нежности. Свой первый невинный поцелуй в лоб он подарил Кристине, и от неё же получил такой же поцелуй в ответ.
Самое примечательное, что пока Кристина не сорвала с Эрика маску, она его не боялась. Более того, она в какой-то степени была к нему расположена. И лишь после того, когда она увидела его истинное лицо, она начала испытывать страх. И самое грустное, что Эрик настолько жаждал любви и настолько любил Кристину, что был готов на всё. Он даже придумал маску, которая сделала бы его лицо «невыделяющимся» (на языке оригинала — что довольно интересно — это предложение звучит как: «J’ai inventé un masque qui me fait la figure de n’importe qui» и переводится: «Я изобрёл маску, которая сделает меня похожим на кого угодно»). То есть он буквально был готов на всё, ради возможности быть с Кристиной. И мне так жаль, что он так и не смог почувствовать её любви.
Что же касается выбора Кристины... Я не могу её осуждать. Её выбор кажется мне логичным. Во-первых, нам на протяжении всей книги рассказывали об отношениях Кристины и Рауля. Нам ясно дали понять, что они давно влюблены друг в друга. Кристина делает выбор в пользу своего счастья — а чьего же ещё? — что очень здраво на самом деле. Она выбирает мужчину, которого любила долгие годы. Она питает чувство признательности и какой-то привязанности к Эрику как к своему Ангелу Музыки, но чувства к Раулю у неё сильнее, и они имеют совсем другую природу.
Во-вторых, стоит признать, что нам — читателям — куда легче полюбить Эрика, поскольку мы не встречаемся с ним лицом к лицу. Мы узнаём его душу, но не его лицо. Исходя из описаний Гастона Леру, Эрик на самом деле был чрезмерно уродлив и был похож на «живого мертвеца». Как бы мы не восхваляли человеческую душу, но крайне мало людей способны «не видеть» визуальных недостатков. В пословице «Встречают по одёжке, а провожают по уму» главной является всё-таки первая часть, а не последняя. Так что выбор Кристины вполне понятен и очевиден.
Но Эрик заслуживал лучшего.
Я могу винить Кристину лишь в том, что она не пожелала присмотреться к Эрику и хотя бы попытаться понять его и его чувства. Впрочем обвинение довольно слабенькое. Опять же повторюсь: она сделала выбор в пользу своего счастья, а своим счастьем она считала Рауля. Во мне сейчас скорее говорит капризный обиженный ребёнок, который негодует от несправедливости, обрушившийся на плечи моего любимого Эрика. И этот внутренний ребёнок топает ногами и требует счастья для Призрака Оперы.
Разве был он виноват в том, что родился таким? Разве заслуживал он все те муки, которые выпали на его долю? Не знаю, как вы, но я убеждена, что он был достоин большего... лучшего. Он заслуживал счастья, ласки, заботы. Он был достоин любви.
История Эрика очень печальна... Но, тем не менее, она очень реалистична. По своей сути «Призрак Оперы» — это «Красавица и Чудовище» только в реалиях жизни. Мало, кто выберет «Чудовище» среди толпы «Красавцев». Тем более, когда «Чудовище» не в силах превратиться в прекрасного принца. Встречают всё ещё по одёжке, помните? «C'est la vie» — как говорят французы.
Когда я дочитала книгу, у меня было довольно неоднозначное впечатление. На одной чаще весов стояла моя любовь и сочувствие к Эрику... На другой — все те злодеяния, сделанные им в книге. Казалось бы, всё предельно просто: Эрик — антагонист, и он заслуженно получил своё наказание в виде одиночества и скорой смерти. Более того, Гастон Леру настолько милосерден, что, в конечном счёте, он даже исполнил предсмертную волю Призрака. Эрика похоронили в подвалах Оперы с кольцом, которое он когда-то подарил Кристине. Всё, как он и хотел. Автор даже сочувствует ему и вызывает это сочувствие у нас — читателей. Кристина с Раулем же получают своё счастье и уезжают вместе из Парижа. В принципе, если так разобраться, и книга-то имеет однозначный хэппи энд.
Но...
Я очень много думала над книгой уже после прочтения, и в один миг я поняла, что Эрик никогда не был для меня злодеем. Тем более после того, как я сблизилась с ним в результате долгих размышлений. Мне вдруг вспомнился отрывок, где устами Перса говорилось, что Эрик не причисляет себя к «представителям рода людского». Не потому ли, что весь «род людской» отверг его? Мне кажется, это многое бы объяснило. А раз так, то лично для меня никаким хэппи эндом здесь и не пахнет... И это разбивает мне сердце.
Чаша весов с большим перевесом склонилась на сторону любви и сочувствия к Эрику.
«Призрак Оперы» — потрясающая книга. Отныне она ещё и моя любимая. Однозначно буду её перечитывать. Книга покорила моё сердце и заставила задуматься о многих вещах. Безусловно советую к прочтению.
P.S. В дополнение, прикреплю парочку очаровательных и душевных артов по данному произведению от талантливого художника Muirin007:
https://muirin007.tumblr.com/
https://www.deviantart.com/muirin007
-----------------------------------------------
И несколько цитат из книги, которые особенно сильно запали мне в душу:
«Пугающая тишина приходит на смену любым волнениям».
«Да, иногда я сочиняю. Эту работу я начал двадцать лет назад. Когда она будет закончена, я возьму ее с собой в этот гроб и больше не проснусь».
«Ты прекрасно знаешь, что я не держу своих клятв. Клятвы созданы для обмана глупцов».
«Ты плачешь! Ты боишься меня! Но по сути я вовсе не злой! Полюби меня, и ты увидишь! Чтобы стать добрым, мне недоставало только быть любимым! Если ты полюбишь меня, я стану послушным, как ягненок, и ты сделаешь со мной все, что захочешь».
«Его сердце готово было вместить весь мир, а ему, в конечном счете, приходилось довольствоваться каким-то подвалом».
#КнигаВСердце #размышлизмы #bookworm #ГастонЛеру #ПризракОперы #ThePhantomOfTheOpera #LeFantômedelOpéra